Невралгия тройничного нерва

Невралгия тройничного нерва —  определение, классификация.

Невралгия тройничного нерва — это одно из самых  инвалидизирующих и болезненных состояний. Объединяет в себе несколько типов болей, имеющих различные механизмы и, соответственно, оптимальные подходы в лечении:

• Невралгия тройничного нерва  (воспаление) 1 типа: чаще пронизывающие, периодические боли.
  • Невралгия тройничного нерва 2 типа: встречается реже, боль имеет постоянный, жгучий, сверлящий характер.
  • Нейропатическая боль системы тройничного нерва: связана с прямой травмой тройничного нерва и/или проводящих путей системы тройничного нерва.
  • Симптоматическая невралгия тройничного нерва: чаще ассоциирована с демиелинизирующими заболеваниями нервной системы.
  • Постгерпетическая невралгия тройничного нерва: боли связанные с вспышкой вируса опоясывающего лишая, чаще в области первой ветви тройничного нерва и, в основном, у пожилых людей.

Причины появления невралгии тройничного нерва.

Причины нарушений в системе тройничного нерва многообразны: вирусные, механическое ущемление  нервной ткани измененными сосудами, опухолями, воспалительными процессами, травмами. Сложность, зачастую, и невозможность точного диагностирования причин возникновения невралгии (воспаления) тройничного нерва приводит к необходимости  применения деструктивных методов лечения тройничного нерва непосредственным воздействием на него.

Невралгия тройничного нерва механизмы развития заболевания .

Практически всегда происходит нарушение целостности миелиновой оболочки нервных волокон с нарушением проведения чувствительной информации. Информация с волокон, передающих чувство прикосновения, тепла, вкуса и т.д. “перескакивает” на волокна ответственные за болевые сигналы (волокна С-типа). Для центральных структур восприятия боли это сигнал “пожарной тревоги”. Только на самом деле, пожара-то нет. А есть «короткое замыкание» в болевой сигнализации.

Невралгия тройничного нерва — диагностика.

Клинический осмотр. Общий и биохимический анализ крови обязателен для пациентов длительно принимающих carbamazepine. Магнито-резонансная томография головного мозга позволяет обнаружить сосудистые, опухолевые, воспалительные, рубцовые изменения, диктующие различные тактики лечения.

Невралгия тройничного нерва — лечение.

Медикаментозное лечение невралгии тройничного нерва:

Медикаментозное лечение невралгии тройничного нерва редко имеет абсолютный эффект, и, зачастую, сопровождается серьезными побочными осложнениями. В арсенале «антинейропатических» лекарственных препаратов в последнее время применяется ряд  антиконвульсантов: Topiramat (Topamax), Gabapentin (Neurontin, Neiralgin), Pregabalin (Lyrica).

Баклофен очень редко используется для лечения невралгии тройничного нерва. Применение фенибута, пантогама, оксибутирата натрия, миеглинола глицина имеет слабую доказательную базу.

Амитриптилин (Elavil) – препарат из группы трициклических антидепрессантов, как и дезипрамин (Norpramin), имипрамин (Tofranil), нортриптилин (Aventyl, Pamelor), но имеет немало противопоказаний и тогда чаще всего используются ингибиторы монаминоксидазы (MAOIs): изокарбоксазид (Marplan), фенелзин (Nardil),  транципромин (Parnate), либо селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRIs): циталопрам(Celexa), эсциталопрам (Lexapro), флюоксетин (Prozac), пароксетин(Paxil, Pexeva), серталин (Zoloft).

Появились сообщения о применении ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина (SNRIs) венфлаксина (Effexor), дулоксетина (Cymbalta).

Для уменьшения активности «курковых» зон в острой стадии заболевания  применялись местные анестетики — лидокаин, тримекаин, хлорэтил. Эффективность не высока, доступность хлорэтила и препаратов местных анестетиков, способных действовать через неповрежденные кожные покровы, ограничена.

Инвазивные вмешательства при лечении тройничного нерва:

Ряд авторов рекомендуют проведение эфферентных методов терапии (плазмаферез, гемосорбция). Непонятен как терапевтический механизм, который пытаются реализовать авторы, так и статистика. Методы не являются общепринятыми в лечения невралгии тройничного нерва.

Хирургическая декомпрессия показана при обнаружении сосудистых либо опухолевых образований.

Блокады спиртом, глицеролом несут в себе повышенные риски осложнений, в т.ч. спаечных процессов и рецидивов боли.

Чрескожная баллонная микрокомпрессия имеет такую же степень риска и частоту рецидивов, как и блокады спиртом и глицеролом.

Радиохирургия при помощи гамма-ножа очень дорогая процедура, не имеющая преимуществ перед радиочастотной ризотомией  Гассерова узла тройничного нерва. Отдаленные результаты обработки гамма-излучением нервной системы и окружающих тканей при неонкологических заболеваниях в стадии изучения.

Криодеструкция: устаревшая методика, редко применяемая из-за относительной кратковременности эффекта, травматичности метода (сравнительно толстый криозонд).

Наиболее эффективным и безопасным методом лечения   является радиочастотная деструкция узла тройничного нерва. Основным преимуществом метода радиочастотной термодеструкции является то, что размер зоны деструкции может быть адекватно проконтролирован, а электрод с термодатчиком регистрирует температуру в зоне деструкции. Существует возможность установки точного времени воздействия, а контроль электростимуляции и уровня сопротивления позволяет правильно и точно установить электрод. Использование местной анестезии обеспечивает короткий восстановительный период. Восстановление происходит самостоятельно, в течении нескольких месяцев и не требует особого вмешательства — смотри фотографию электронно-оптического флюороскопа во время процедуры радиочастотной деструкции узла тройничного нерва в нашем Центре :

Невралгия тройничного нерва Центр медицины боли

Невралгия тройничного нерва — радиочастотная процедурв в Центре медицины боли

Радиочастотная деструкция тройничного нерва является наиболее управляемым методом с минимальными возможными осложнениями. Наш центр применяет радиочастотную деструкцию при лечении невралгии ( воспаления ) тройничного нерва уже в течении 8-ми лет. Набранная, безусловно хорошая статистика более 500 успешно пролеченных пациентов позволяет нам занимать лидирующие позиции в области лечения невралгии ( воспаления ) тройничного нерва не только на территории Украины. В случае невозможности  применения радиочастотных методик мы взаимодействуем с ведущими нейрохирургами Украины для проведения хирургического вмешательства.

Смотри также видео :

— Видео Невралгия ( воспаление ) тройничного нерва лечение в нашем Центре:

— О невралгии тройничного нерва рассказывает наш пациент :